Храм построен в 1867 г. на станции Любань в ознаменование завершения строительства магистрали Санкт-Петербург – Москва Николаевской железной дороги по проекту архитектора К. А. Тона, состоял на балансе Министерства путей сообщения (МПС) и содержался на средства начальника дороги.
В здании церкви отражено стремление архитектора выразить исторические и духовные традиции народа. Ступенчатость постройки оказалась весьма удачным приемом, позволившим придать ей ту прихотливость силуэта, которая так нравилась современникам, уставшим от единообразия классицизма.
При строительстве железнодорожной магистрали передовая инженерная мысль середины XIX века переплеталась с каторжным трудом сотен тысяч мужиков, многие из которых «гроб обрели здесь себе». Железная дорога Санкт-Петербург – Москва создавалась по проекту П. П. Мельникова. Официально работы возглавлял любимец Николая I граф П. А. Клейнмихель. Все постройки, которыми он руководил, обходились чрезвычайно дорого и характеризовались бесчеловечным отношением к рабочим. Один из инженеров путей сообщения, А. И. Штукенберг, вспоминал: «Всем нам граф Петр Андреевич обещал по окончании сооружения дороги, в том числе и себе, поставить памятник, но, видимо, не хватило материала, все ушло на железную дорогу. В конце концов ограничились тем, что имена всех строителей написаны на мраморной доске, поставленной в церкви, построенной при железной дороге на Любанской станции».
Но сооружение мемориального храма стало возможным лишь после падения крепостного права при Александре II, когда МПС возглавил высокообразованный и гуманный специалист, инженер-генерал П. П. Мельников. В своем отчете за 1865 г. он упомянул: «Надстроен 2-й этаж пассажирского дома на Любанской станции. Производились работы по устройству церкви при той же станции, с перенесением для того двух казарм на новое место».
Интересно, что стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» написано в 1864 г. – почти одновременно с началом строительства храма в Любани. Поэт увековечил создателей «дороги чугунной» в стихах, а автор проекта магистрали, ставший министром, – в камне. Мог ли Н. А. Некрасов предположить, что его творчество будет использовано для разжигания классовой ненависти, и мог ли П. П. Мельников представить себе, что его последняя воля будет нарушена, а его прах вынесут из поруганного храма-памятника?
Богослужения в любанской Петропавловской церкви, освященной в 1867 г., продолжались 70 лет. Религиозная жизнь Любани, как и множества других городов и сел советской России, оборвалась неожиданно и трагически. Многое пришлось испытать храму, как и всему русскому народу.
После 1937 г. церковь закрыли. Для клуба ее помещение оказалось маловато, поэтому оно использовалось под склад. В подвале хранили картошку, насыпая ее прямо на надгробие П. П. Мельникова. По воспоминаниям местных жителей, в конце 1930-х гг. здание использовалось в качестве тира: здесь учили стрелять из винтовки школьников, будущих «ворошиловских стрелков».
В декабре 1937 г. настоятель храма протоиерей Петр Ильиногорский и второй священник отец Косьма Евдокимов были расстреляны в Ленинграде. Протоиерей П. Ильиногорский прослужил в Любани всю свою жизнь: он был рукоположен в сан священника Петропавловской церкви в 1906 г., а с 6 апреля 1917 г. стал ее настоятелем.
После казни любанского духовенства церковь была закрыта как «бесхозная» и разграблена, а кладбище при ней с могилами инженеров-путейцев и священнослужителей разорено.
Вскоре началась Великая Отечественная война. В конце августа 1941 г. в ходе немецкого наступления на Ленинград Любань оказалась в оккупации. На занятой врагом территории остались миллионы мирных граждан. Пережить фашистское иго многим из них помогла вера в Бога: люди стали повсеместно возрождать отнятые у них большевиками храмы. Любанцам пришлось труднее других – Петропавловская церковь получила тяжелые повреждения в ходе боев. Поэтому богослужения в сентябре 1941 г. начались в Любани в частном доме. Но уже в 1942 г., несмотря на близость фронта и гнет оккупантов, верующий народ приступил к восстановлению своей святыни. Над центральной частью храма даже возвели новое деревянное перекрытие.
Нелегкий труд увенчался успехом, и в стенах исторической церкви снова зазвучала молитва. Но когда враг был изгнан из Любани, «родная советская власть» не постеснялась вновь отобрать у верующих то, что они, не спросясь у нее, восстановили своими руками. В списке ходатайств об открытии приходов по Ленинградской епархии, оставшихся неудовлетворенными в 1948 г., значится и Любанская Петропавловская церковь с пометкой: «пригодна для богослужения».
С каждым годом становилось яснее, что храм-памятник обречен. В 1954 г. останки П. П. Мельникова перенесли из заброшенного и разрушающегося храма в сквер у вокзала и воздвигли памятник его первостроителю.
В 1967 г., в год 50-летия советской власти, красивый гранитный памятник-надгробие с могилы третьего по счету начальника Николаевской железной дороги А. А. Серебрякова приглянулся председателю Любанского горисполкома – плиту использовали для капсулы с посланием потомкам в 2017 г. Еще одна рана была нанесена комплексу храма, когда исчезла мраморная доска с именами инженеров-первостроителей железной дороги.
Долгие годы здание простояло без крыши, в трещинах стен разрослись бурьян, кусты и даже деревья. Не подлежали восстановлению роспись и внутренняя отделка храма. В результате непростительной забывчивости неблагодарных потомков запустение воцарилась в церкви – памятнике истории и славы России. Уже всерьез поговаривали о необходимости разобрать церковь, ибо ее развалины портили вид бурно развивающейся Любани.
Однако на наших глазах совершилось чудо: заброшенные церковные стены оказались прочнее режима. Пришло наконец «время собирать камни»! Общество вновь обратилось к своим корням, к истокам культуры. Возвращение к духовности и гуманизму сказалось и на судьбе этого памятника.
Все началось с визита в Центральный музей дороги министра путей сообщения Н. Конарева, который прослушал рассказ об истории церкви и ее сегодняшнем состоянии. Большой знаток биографии П. П. Мельникова, его научных трудов и благотворительной деятельности, д-р техн. наук профессор ЛИИЖТа М. Воронин поддержал идею воссоздания памятника-церкви. Нашлись люди, пожелавшие восстановить церковь как памятник строителям первой магистральной железной дороги в России.
Три раза посещал храм святейший патриарх Алексий II, бывший тогда митрополитом Ленинградским. Организовалась церковная община. В 1987 г. пришел в храм протоиерей Евгений Бабинцев, который обратился в управление Октябрьской железной дороги за помощью. Дорога своими силами восстановила звонницу, четыре колокола, помогла с отоплением, материалами, оплатила проект реставрации. В 1996 г. в два этапа восстановили купол, он стал таким же, каким был при П. П. Мельникове.
Чтобы запечатлеть в веках какое-либо свершение, на Руси строились храмы. Как правило, храмы-памятники связаны с событиями военной истории. Жертвам, приносимым народом в мирное время, воздавали долг гораздо реже. И тем драгоценнее храм, увековечивший память строителей 600-верстной железной дороги, соединившей на заре индустриальной эры русские столицы Петербург и Москву.
По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского, в церкви стали молиться о здравии «всех начальствующих, трудящихся, строителях и путешествующих по железной дороге сей...» и о упокоении «раба божия Павла и всех начальствовавших, трудившихся, строителях и погибших на железной дороге сей...».
Во время торжественного богослужения 17 сентября 1999 г. святейший патриарх Алексий II освятил церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Любани. Сослужили святейшему патриарху митрополит Санкт-Петербургский Владимир, архиепископ Истринский Арсений и клирики Санкт-Петербургской епархии. На торжественном богослужении были также министр путей сообщения Н. Е. Аксененко, начальник Октябрьской железной дороги А. П. Кузнецов, президент ОАО «Российские железные дороги» Г. М. Фадеев, президент промышленно-финансовой группы «Балтийская строительная компания» И. А. Найвальт, губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков и другие официальные лица. Впервые за историю существования г. Любани было такое торжество.
Событие, которое произошло в Любани 17 сентября 1999 г., можно назвать историческим. Единственный в России храм, принадлежащий железной дороге, храм Петра и Павла, разоренный в 1930-е гг., разрушенный в Великую Отечественную войну, снял с себя строительные леса и воссиял во всем благолепии, призывая прихожан к молитве. Еще 10 лет назад он представлял собой руину, но к своему новому рождению восстал во всей красе, и его золотистый шатер вновь сияет над Любанью.
Начиная с 1989 г. в храме идут реставрационно-восстановительные работы, в основном финансируемые Октябрьской железной дорогой. На ее средства воссоздана памятная доска с именами первостроителей. Глава администрации Любани В. И. Шупер вернул на место надгробие А. А. Серебрякова.
В 2002 г. в день рождения и смерти П. П. Мельникова 3 августа его прах был перенесен из сквера на место его первоначального погребения под алтарем церкви, а в 2004 г. отпраздновано 200-летие со дня его рождения.
Возвращаются в храм некоторые из принадлежавших ему прежде икон. Например, Тихвинская икона Божией Матери, находившаяся во время войны в д. Ильинский Погост, в единственном уцелевшем доме. Его хозяева убеждены, что именно Богородица спасла их дом.
На одной из икон храма изображен местный святой Макарий Римлянин, новгородский чудотворец. В 30 км от Любани находятся развалины Воскресенского Макариевского монастыря, основанного преподобным Макарием, где покоятся его останки. Основанная им обитель прошла сквозь века, знала годы благоденствия и запустения. Одно время она даже была упразднена как монастырь, но затем возродилась в еще более великолепном виде. Вскоре монастырь опять был уничтожен и лежит в настоящее время в руинах, взывая о новом возрождении.
Подворья Макарьевского монастыря в Любани и Малой Вишере появились значительно позднее. В 1898 г. почетный потомственный гражданин Любани Г. А. Воронов пожертвовал Воскресенскому Макарьевскому монастырю участок земли «мерою 250 кв. сажен» с жилым домом в Любани. Однако дом сгорел. Весной 1900 г. на этом месте выстроили новое большое двухэтажное деревянное здание с однопрестольной церковью. На пожертвования жителей был «сооружен приличный иконостас и украшена иконами вся церковь», приобретены все необходимые вещи для освящения храма. Церковь освятил архимандрит Алексий 9 сентября 1900 г. Закрыта Макарьевская пустынь была в 1932 г. На ее месте было позднее одно из отделений Свирьлага. Каждый год в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, из Любанской церкви совершается паломничество к могиле преподобного Макария.
Неоценима помощь Министерства путей сообщения и руководства Октябрьской железной дороги, которые в трудные времена не пожалели средств на реставрацию и возрождение храма, посчитали для себя делом чести возродить традиции и восстановить порушенные святыни.
Крест и купол церкви были позолочены, стены оделись в природный камень, а интерьер церкви украсил нарядный иконостас и напольные киоты для чтимых икон. Витражные иконы, подобные иконам Петра и Павла в притворе, и витраж креста в алтаре имеются далеко не в каждом столичном храме.
На Балтийском морском заводе в Санкт-Петербурге изготовлен 60-пудовый колокол. Молебен по торжественному случаю отслужили отец благочинный Тосненского округа прот. Александр Муравлев, прибывший из Киришей, настоятель церкви прот. Евгений Бабинцев и прот. Николай Аксенов, прибывший из Ульяновки. По словам отца благочинного Александра, Любанская церковь – храм праздничный и радостный. И он на радость всем жителям Любани, внукам и правнукам нашим, чтобы они могли гордиться Родиной, делами отцов и дедов своих, наследовать православные традиции, сохранять человеческое достоинство на земле. Это не Господу надо, это нам надо, чтобы остаться людьми.
Уже нет Министерства путей сообщения, но железнодорожники помнят свою церковь. Здание церкви состоит на балансе ОАО «Российские железные дороги». По распоряжению президента ОАО Г. М. Фадеева в церкви продолжается реставрация. Территорию храма украсила надкладезная часовня для удобства раздачи святой воды. Памятник строителям Октябрьской (Николаевской) железной дороги, храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Любани 17 сентября 2006 г. отпраздновал седьмую годовщину со дня освящения.
по материалам сайта Бизнес Санкт - Петербурга
фото ©Ken_Guru